Сочинение: "Спор Луки и Сатина" в пьесе М. Горького "На дне"

Лука и Сатин

В философском смысле пьеса Горького «На дне» - это по-настоящему великое произведение. Автор не дает нам прямолинейного твердого курса к правильным ответам на поставленные в произведении вопросы. Напротив, он дает читателю возможность самостоятельно сформулировать собственный подход и видение человеческой жизни, оставляя собственное мировоззрение «за кадром».

Нельзя сказать, что идея отверженных нова в литературе. Достаточно вспомнить о гениальном произведении Гюго. Однако, Горький показывает нам человеческие страдания в русском буржуазном обществе, пытаясь воссоздать свойственные ему пороки в миниатюре. Описывая судьбы обитателей ночлежки, раскрывая штрих за штрихом страшные картины их повседневной жизни, писатель делает попытку понять, почему каждый из них оказался «на дне».

Сатин и Лука – два главных персонажа пьесы. Им принадлежат две диаметрально противоположные точки зрения на мир. Сколь разные они люди, столь разные и их взгляды на жизнь и свое место в ней.

Евгений Евстигнеев и Андрей Мягков, спектакль "На дне", Московский театр Современник
(Евгений Евстигнеев и Андрей Мягков, спектакль "На дне", Московский театр Современник)

Откуда появился в ночлежке странник Лука, нам не известно. Как не известно и то, куда он направляется. Ласковый и добрый человек не желает видеть в людях врагов. Напротив, каждого он стремится утешить. Запойному алкоголику Актеру он рассказывает о поистине волшебной больнице, где его бесплатно вылечат от пьянства. Перед вором Васькой Пеплом он рисует заманчивую картинку волной жизни в Сибири, где таких как он много. И даже умирающей Анне он успокоительно говорит о грядущей смерти и избавлении от чахотки.

Помогли ли его слова обитателям ночлежки? Увы. Горькое разочарование постигло каждого, ведь недостаточно вдохновиться мечтой, на пути к ней нужно преодолеть самый страшный барьер – самого себя. С уходом старика Пепел пойдет на каторгу за убийство, Актер сведет счеты с жизнью, а Анной движет мечта не о счастливой смерти, но о еще одном дне жизни, расставаться с которой ей вовсе не хочется. Почему так произошло? Потому что сам Лука нисколько не верит в свои слова. Его роль – это утешительный обманщик, напоминающий людям о необходимости нести свой крест.

Сцена из спектакля "На дне" М.Грибов, А.Тарасова , Массальский, МХАТ СССР им. Горького, 1952
(Сцена из спектакля по пьесе"На дне", Московский Художественный академический театр имени А.М. Горького,1968)

Совсем не таков Сатин. Он – борец за истину, за идею. На дно его приводит то, что он посмел заступиться за собственную сестру. Однако, пребывание в ночлежке его не озлобляет. Он с любовью говорит о своей сестре, а окружающих вовсе не торопиться утешать. Сатин убежден, что каждый сам расплачивается за собственные ошибки, а в этом и есть высший замысел Божий. Трудно назвать его полностью положительным героем. С одной стороны, помыслы его благородны и не выходят за рамки общепринятой морали. С другой стороны, он ведет совершенно пассивный образ жизни, пьет, любит играть в азартные игры. Умный и сильный характером человек не тяготится своим пребыванием в ночлежке. Симпатию в нем вызывает его ярое отрицание «лжи во спасение».

Христианское смирение Луки вступает в конфликт с гордым отрицанием лжи в лице Сатина. Как показало развитие сюжета, в определенном смысле неправы оказались оба, ведь жизнь – это не только черное и белое, в ней гораздо больше красок. Добиваться своей мечты нужно честно, в этом Сатин прав, вот только одного лишь честного созерцания слишком мало.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.